Международная морская организация ИМО (IMO)
Международная морская организация ИМО (IMO - International Maritime rganization).
Развитие международной торговли в начале века привели к принятию много-численных международных договоров (соглашений) по судоходству, включая безо-пасность мореплавания. Соглашения касались обмера судов, предупреждения столкновений судов, предотвращения загрязнения окружающей среды и др.
В конце XIX столетия было предложено создать постоянно действующую морскую органи-зацию, которая бы занималась вопросами обеспечения безопасности на море. В 1888 году страны Скандинавии предложили создать Международное Морское бюро для решения технических вопросов судоходства. В 1897 году был создан Морской Международный комитет, который занимался вопросами морского права. Этот Комитет принял несколько конвенций (так называемых "Брюссельских конвенций), которые затем легли в основу ныне существующих. При Лиге наций был создан Консультативный и технический комитет по транспорту, который занимался про-блемами морского и автодорожного транспорта. Под эгидой Лиги наций были при-няты несколько соглашений касающихся морского судоходства.
С 19 февраля по 6 марта 1948 года, в Женеве прошла Морская Конференция ООН, на которой была принята Конвенция о Межправительственной морской кон-сультативной организации (ИМКО). Конвенция вошла в силу 17 марта 1958 года. Цели Организации были заявлены в статье 1 Конвенции об ИМО обеспечивать ме-ханизм сотрудничества Правительств в области правительственного регулирования и практики в технических вопросах любого рода, затрагивающих международное торговое судоходство; поощрять и содействовать всеобщему принятию практически возможных максимальных норм в отношении безопасности на море, эффективности судоходства, предотвращения загрязнения моря с судов и борьбы с ним; рассматривать административные и правовые вопросы, связанные с целями, изложен-ными в данной статье.
Изменение названия организации произошло в 1982 году. Это было связано, с тем, что слово "консультативная" толковалось как показывающее на ограниченные полномочия и ответственность организации, а слово, "межправительственная" вы-зывало недоверие и подозрения. Поэтому новое название - Международная Мор-ская Организация (ИМО) было необходимо для повышения роли Организации как международной, ответственной за внедрение различных международных конвенций и создание норм и стандартов, относящихся к охране человеческой жизни на море и охране морской среды от загрязнения.
ИМО состоит из Ассамблеи, Совета, Секретариата и Комитетов. Высшим ор-ганом ИМО является Ассамблея, сессии которой созываются один раз в два года. Ассамблея состоит из всех 155 государств - члена, которые принимают важнейшие решения. Генеральный Секретарь ИМО назначается Советом с одобрения Ассамб-леи.
Совет ИМО является Исполнительным органом. В период между сессиями Ассамблеи Совет выполняет рабочие функции организации, координирует работу комитетов. Совет состоит из 32 членов и составляется по принципу баланса между государствами-судовладельцами и государствами - грузовладельцами. Государства-члены избираются в Совет Ассамблеей.
Категория А) наиболее заинтересованные в предоставлении услуг по меж-дународному судоходству.
Категория В) наиболее заинтересованные в международной торговле (8 го-сударств).
Категория С) государства не избранные в категории А) и В), но которые имеют существенную заинтересованность в международном морском судоходстве и морских перевозках, с обеспечением представительства в Совете всех регионов ми-ра (16 государств).
Секретариат ИМО состоит из Генерального Секретаря ИМО - главного адми-нистративного должностного лица организации и персонала Секретариата. Струк-тура Секретариата направлена на обеспечение деятельности основных органов ор-ганизации. Обязанность Секретариата - подготовка и ведение всей документации организации.
В последнее десятилетие увеличилось количество аварий и катастроф мор-ских судов, сопровождавшихся многочисленными человеческими жертвами. При-чин этому много: недобросовестные операторы, не уделяющие внимание техниче-скому состоянию судов; снижение контроля и требований к судовладельцам со сто-роны правительств стран флага; стремление многих (особенно мелких) судовла-дельцев получить максимальную прибыль за счет снижения расходов на снабжение и обслуживание судов и др. Это обстоятельство привлекло внимание морского со-общества, которое приняло ряд мер к улучшению сложившегося положения.
С целью повышения безопасности судоходства ИМО, МОТ и ряд других ор-ганизаций, на своих сессиях приняли целый ряд важнейших международных кон-венций, резолюций, кодексов и рекомендаций, направленных на обеспечение безо-пасности мореплавания и охрану окружающей среды. Основная цель этих докумен-тов - повысить безопасность мореплавания путем обязательного применения еди-ных для всех установленных стандартов как, при управлении судами с берега, так и в процессе их эксплуатации экипажами.
Безопасность мореплавания - важнейшая цель ИМО. Этой цели подчинена деятельность всех рабочих органов и подразделений организации.
За время своего существования, ИМО были приняты и пересмотрены не-сколько очень важных международных конвенций. Это СОЛАС, МАРПОЛ, ПДМНВ, О грузовой марке и др. Создание ИМО, совпало с периодом огромных из-менений в мировом судоходстве, и ИМО работала над созданием новых, улучшени-ем действующих документов в соответствии с появлением новых технологий в мо-реплавании. На ее счету 35 международных конвенций и большое количество про-токолов и дополнений к ним.
В работе ИМО, в подготовке конвенций принимают участие международные организации, тесно сотрудничающие с ИМО. Это межправительственные организа-ции - Международная Организация Труда (МОТ), Продовольственная и сельскохо-зяйственная Организация (ФАО), Международное Агентство по атомной энергии (МАГАТЕ), Конференция ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП), Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ). Для оказания помощи в разработке важных проблем привлекаются в качестве консультативных, неправительственные органи-зации: Международная Палата Судоходства (ICS), Международная Федерация су-довладельцев (ISA), Международная организация по стандартизации (ISO), Между-народная Торговая Палата (1СС), Балтийский и Международный Морской Совет (BIMCO), Международная Ассоциация Классификационных обществ (IACS), Меж-дународная Федерация Ассоциаций Капитанов (IFSMA), INTERTANCO, INTERCARGO и ряд других организаций.
Источник: seaman.ucoz.ua
Назад к списку статей