Терминология, применяемая в машинном отделении
Специфика и объём данного методического пособия не позволяет полностью отобразить многообразие специальной терминологии, применяемой при эксплуатации СЭУ. Ниже, в данном разделе, а также в тексте всего пособия, дана расшифровка наиболее часто применяемых терминов в форме «вопрос-ответ».
. 1 Что понимается под судовой энергетической установкой?
О: Энергетическая установка современного судна - это сложныйкомплекс механизмов, устройств, средств контроля, управления и автоматизации. Функционально в составе СЭУ выделяют:
- главные двигатели (ГД) и обслуживающие их механизмы -обеспечивают движение судна;
- вспомогательные двигатели и обслуживающие их механизмы -Служат для жизнеобеспечения судна, грузовых операций и прочего;
- системы энергетической установки - это совокупность механизмов, устройств (танки двойного дна, цистерны, насосы, фильтры и др.) и трубопроводов.
.2 Как структурно и функционально подразделяют технические средства автоматизации и контроля СЭУ?
О: Технические средства автоматизации и контроля СЭУ подразделяют на:
- систему управления и автоматического регулирования, используемую для задания режима работы механизмов и поддержания параметров их работы на заданном уровне;
- систему аварийно - предупредительной сигнализации, используемую для оповещения персонала об отклонениях от нормы в работе СЭУ;
- систему защиты, предназначенную для остановки ГД и вспомогательных механизмов во избежание аварий;
- систему мониторинга, предназначенную для непрерывного измерения и отображения значений существенных параметров работы СЭУ;
- систему регистрации, используемую для фиксации и хранения последовательности событий, характеризующих изменения режима работы СЭУ.
.3 Какие функции выполняет главный двигатель
О: Главные двигатели вырабатывают энергию, необходимую для движения судна.
.4 Перечислите системы, обслуживающие главный двигатель.
О: Главный двигатель обслуживают следующие системы:
- охлаждения цилиндров дизеля;
- охлаждения забортной водой;
- топливоподачи;
- топливоподготовки;
- циркуляционной смазки;
- цилиндровой смазки;
- газовыпуска и турбонаддува;
- сжатого воздуха.
.5 Каково назначение вспомогательного двигателя?
О: Вспомогательные двигатели используются для привода генераторов судовой электростанции.
.6 В чём заключается различие меяаду насосом, насосным агрегатом, насосной установкой ?
О: Насосами называются механизмы, использующие механическую энергию для перемещения жидкости. Насос и двигатель, приводящий его в действие, образуют насосный агрегат. Если в качестве двигателя насоса используются электродвигатель, то агрегат называется электронасосным.
Насос, двигатель, всасывающий и нагнетательный трубопроводы образуют насосную установку.
Насос и двигатель, приводящий его в действие, образуют насосный агрегат. Если в качестве двигателя насоса используются электродвигатель, то агрегат называется электронасосным.
Насос, двигатель, всасывающий и нагнетательный трубопроводы образуют насосную установку.
.7 Каково назначение судовых паровых котлов: главных, вспомогательных, утилизационных?
О: Главный котёл на паротурбинных судах служит для обеспечения паром главного турбозубчатого агрегата.
Вспомогательный и утилизационный котлы служат для обеспечения нужд различных судовых потребителей: подогревателей воды, топлива и масла;
обогрева жилых помещений и т.п.
Различие между ними заключается в теплоносителе, идущем на получение пара. В главных и вспомогательном котлах используется топливо. В утилизационных - тепло выхлопных газов двигателя.
.8 Для чего используется валоповоротное устройство дизеля?
О: Для проворачивания коленчатого вала неработающего двигателя.
.9 С какой целью и каким способом “продувают” Судовые паровые котлы?
О: Продувание предусматривает удаление части воды из котла и снижение её солёности. Верхним продуванием удаляются с зеркала испарителя взвешенные частицы, пена и маслянистые вещества, нижним продуванием -частицы оседающего шлама, появляющиеся в результате водообработки.
.10 Какие основные понятия и параметры используются при эксплуатации дизелей?
О: Используются следующие понятия и параметры: номинальная и эксплуатационная мощности, направление вращения вала дизеля, смесеобразование, тип двигателя, температура выпускных газов, температура охлаждающих сред, температурные перепады на входе и выходе, давление и температура продувочного воздуха. Все, выше перечисленные, параметры фиксируются штатными приборами, установленными на двигателях и обслуживающих их агрегатах. Они могут дублироваться выносными приборами.
.11 Дайте определение номинальной и эксплуатационной мощностям.
О: Номинальная мощность - мощность, которую ГД может развивать практически без ограничения по времени при определённых условиях. Номинальную мощность, принимаемую за 100%, и соответствующую ей номинальную частоту вращения, указывают в паспорте дизеля.
Эксплуатационная мощность - мощность, развиваемая главными дизелями на режиме полного хода судна, составляет обычно 75%-95% от номинальной. Эксплуатационную мощность для каждого судна устанавливает судовладелец в зависимости от условий его плавания (с чистым или обросшим корпусом, с полным грузом или в балласте, в тропиках и т.д.). С учётом перечисленных факторов, эксплуатационная мощность корректируется в сторону уменьшения.
.12 Как определяется направление вращения вала дизеля?
О: Различают дизели правого вращения, если коленчатый вал вращается по часовой стрелке, и левого вращения, если вал вращается против часовой стрелки. Направление вращения при этом определяется со стороны потребителя мощности.
.13 Как расшифровать марку
дизеля 7ДКРН 74/160-2?
О: В соответствии с государственными стандартами эта марка обозначает следующее: дизель семицилиндровый, двухтактный, крейцкопфный, реверсивный, с наддувом, диаметр цилиндра 74 см., ход поршня 160 см., модификация вторая. За рубежом каждая фирма использует индивидуальную маркировку с индексом фирмы-изготовителя.
.14 Что такое процесс смесеобразования?
О: Это элемент процесса дизеля, который включает процесс подачи топлива и воздуха с последующим смешением их внутри цилиндра двигателя. Топливо, впрыскиваемое в цилиндр, должно быть хорошо распылено на мельчайшие частицы, по возможности одинакового размера и смешано с воздухом так, чтобы каждая частица была обеспечена воздухом для сгорания.
.15 Из каких деталей состоит остов двигателя?
О: Остов двигателя состоит из фундаментной рамы, станины, блоков.
.16 Каково назначение анкерной связи?
О: Анкерная связь предназначена для стягивания фундаментной рамы, станины и блока цилиндров.
.17 Каково назначение крышки рабочего цилиндра?
О: Крышка цилиндра предназначена для закрытия цилиндра и размещения на ней форсунки, пускового, индикаторного, предохранительного, всасывающего и выхлопного клапанов.
.18 Каково назначение кривошипно-иштунного механизма в дизеле?
О: Кривошипно-шатунный механизм предназначен для превращения поступательного перемещения поршня, штока, шатуна во вращательное движение коленчатого вала.
.19 Что входит в состав кривошипно-татунных механизмов?
О: Шток поршня, крейцкопф, подшипник крейцкопфа, шатун.
.20 С какой целью применяется крейцкопф?
О: Крейцкопф применяется для снижения напряжения на цилиндро-поршневую группу мощных дизелей.
.21 Каково назначение поршневых колец?
О: Кольца бывают компрессионные и маслосъёмные. Для уплотнения на поршне применяются компрессионные кольца. Маслосъёмные кольца предназначены для удаления излишка масла с зеркала цилиндра. Кольца имеют разрезы - замки. Кольца располагаются на поршне в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя.
.22 Какой элемент двигателя обеспечивает равномерность частоты вращения коленчатого вала?
О: Маховик.
.23 Каким образом обеспечивается равномерное распределение крутящего момента на коленчатом валу дизеля?
О: Для равномерного распределения крутящего момента в многоцилиндровом дизеле необходимо, чтобы рабочие ходы поршня в отдельных цилиндрах следовали в строго определённой последовательности друг за другом.
.24 Каким образом в дизеле уравновешиваются силы инерции вращающихся масс?
О: Применяются противовесы на щётках мотыля и демпферы.
.25 Для каких целей предназначен судовой водопровод?
О: Судовой валопровод предназначен для передачи крутящего момента от двигателя к движителю.
.26 Перечислите элементы системы топливоподготовки.
О: Отстойная цистерна, сепаратор, топливоподкачивающий насос” топли-воподогреватель, фильтры.
.27 Каково назначение топливного насоса высокого давления?
О: Создать высокое давление, отмерить нужное количество топлива и подать его в заданный момент в цилиндр дизеля.
.28 Определите назначение форсунки.
О: Форсунка предназначена для подачи топлива в цилиндр двигателя под необходимым давлением и хорошем распыле.
.29 Для каких целей устанавливают терморегуляторы?
О: Для поддержания заданных температур в судовых системах в соответствии с требованиями инструкций заводов-изготовителей.
.30 Из каких элементов состоит пусковая система двигателя?
О: Из воздушного баллона, разобщительного клапана, маневрового клапана, воздухораспределителя, пускового клапана на цилиндре двигателя.
.31 Каково назначение главного пускового клапана реверсивного двигателя?
О: Управление реверсом и подача воздуха к пусковым клапанам цилиндров.
.32 Каково назначение пусковых клапанов?
О: Подача пускового воздуха в цилиндры.
.33 Назовите контрольно-измерительные приборы, которые применяются для контроля за работай дизеля.
О: Манометры, мановакуумметры, термометры, психрометры, тахометры (счётчики оборотов).
Назад