Борьба с пожаром. Часть 2
2.3. Организационные вопросы тушения пожара на судне
В.2.3.1: На выполнение каких мероприятий должна быть направлена борьба экипажа судна с пожаром ?
О: Борьба экипажа с пожаром на судне возглавляется капитаном судна и должна быть направлена на:
* обнаружение и выявление места, размеров, характера пожара;
* установление наличия и возможности эвакуации людей из помещений охваченных пожаром;
эвакуацию людей;
ограничение распространения пожара по судну;
предупреждение возможных взрывов при пожаре;
борьбу с пожаром и ликвидацию его последствий.
В.2.3.2: Что необходимо выполнить нa судне по общесудовой тревоге (пожарной)?
остановить движение судна, а в случае необходимости развернуть так, чтобы пламя и дым сбивались ветром за борт;
вывести людей из опасной зоны;
задраить все двери (противопожарные) и заслонки;
выключить вентиляцию;
герметизировать корпус судна, задраить водонепроницаемые закрытия, имеющие маркировку ТП и иллюминаторы, запорные устройства судовой вентиляции и имеющие маркировку Т;
запустить насосы водо-пожарной системы;
все стационарные системы пожаротушения и противопожарное снабжение привести в полную готовность к немедленному действию;
с разрешения капитана судна отключить электроэнергию в районе, охваченном пожаром;
командир аварийной партии посылает группу разведки пожара на место пожара;
шлюпки, оказывающиеся под угрозой огня приспустить или спустить па воду.
В.2.3.3: По какому принципу создаются аварийные партии па судах?
О: Аварийные партии на судах создаются в зависимости от численности экипажа. При численности экипажа более 100 человек - 3 аварийные партии, при численности 50-100 человек - 2 аварийные партии и группа МП, при численности 15-50 человек - 1 аварийная группа. Распределение членов экипажа по аварийным партиям и группам производится с учетом их опыта работы на судах, профессиональной подготовленности и других деловых качеств. Каждому члену аварийной партии определяется круг обязанностей, которые фиксируются в "Расписание по тревогам" и в виде выписки -в каютную карточку. Разрабатывается и осуществляется система патрулирования.
В.2.3.4: Какова основная задача аварийных партий?
О: Главной задачей первоочередных действий аварийных партий и всего экипажа судна является локализация пожара. Для этого необходимо: В жилых каютах - вывести людей в безопасное место, перекрыть вентиляцию, закрыть окна (иллюминаторы) и двери, обесточить освещение (только в каютах). Проложить рукавные линии подать воду, в первую очередь на путях выхода людей. В грузовых помещениях - прекратить грузовые операции, покинуть помещение, перекрыть люки, лазы, вентиляционные каналы. В судовых кладовых - привести в действие огнетушители или закрыть помещение, вентиляционные и другие проемы и отверстия до приведения в ' готовность основных средств тушения-(вода, пена). На камбузе - задействовать средства местного тушения или покинуть помещение, перекрыв все входы, иллюминаторы и другие проемы и каналы. В машинных помещениях задействовать ручные огнетушители, передвижные огнетушители, переносную пенную установку. Вводить в действие водяные стволы, распылители и пенные генераторы по мере их готовности.
В.2.3.5: Что должна установить группа разведки пожара?
О: Группа разведки пожара должна установить:
* место и размеры очагов пожара:
* опасность пожара для смежных помещений и людей;
* количество пострадавших и отрезанных огнем людей в, помещениях и пути их эвакуации;
* тип горючих материалов;
* масштаб пожара и пути его распространения по судну;
* условия, усложняющие или облегчающие борьбу с пожаром.
В.2.3.6: На какие судовые 'помещения разрабатываются оперативные планы по борьбе с пожаром?
О: Оперативные планы (ОП) по борьбе с пожаром разрабатываются на наиболее пожароопасные судовые помещения, а также помещения, где всегда находятся люди. Для всех судов, независимо от их назначения, ОП разрабатывается на: судовые кладовые горючих жидкостей (фонарные, малярные, шкиперские), блоки жилых кают (не менее 2-х на разных палубах по обоим бортам), судовой камбуз с примыкающими вспомогательными помещениями, один из отсеков машинных помещений. Кроме того, в зависимости от назначения судна ОП разрабатываются: на 2-3 трюма для сухогрузных универсальных, многоцелевых и балкерных судов, на один участок каждой грузовой палубы судов с горизонтальным способом погрузки (на группу укрупненных грузовых мест-), на 2 группы наливных судов, на группу жилых кают каждой палубы пассажирских и приравненных к ним судов. ОП состоит из текстовой и графической (схемы) частей. Комплект ОП судна снабжается несколькими справочными приложениями. Отработка действий аварийных партий по ОП производится путем частных и общесудовых учений.
В.2.3.7: Какие существуют способы ликвидации пожаров?
О: Способы ликвидации пожаров классифицируются следующим образом:
* охлаждение зоны горения (в основном водой);
* изоляция реагирующего вещества от зоны горения (в основном пеной, порошковыми составами);
* разбавление реагирующих веществ (в основном окислителя-кислорода воздуха) новым не поддерживающим горение веществом (углекислый газ, азот, инертные газы, водяной пар или мелко распыленная вода);
* химическое торможение реакции горения с помощью ингибиторов (легкоиспаряющихся жидкостей или порошков), вступивших во взаимодействие при горении, в результате чего скорость горения падает а горение прекращается.
В.2.3.8: Какие опасности могут возникнуть при тушении пожара на судне водой?
О: При подаче воды внутрь корпуса возникает крен судна, рост которого особенно значителен при подаче воды в помещения верхних палуб надстройки. Для сохранения плавучести и, в особенности, остойчивости судна необходимо в процессе пожаротушения принимать определенные меры безопасности: включить систему осушения, не допускать бесцельной подачи воды внутрь корпуса ("на дым"), проделать отверстия в комингсах, переборках и в других местах накапливания воды для удаления ее за борт, производить спрямление судна путем перекачивания балласта и жидких судовых запасов из-емкостей одного борта на другой.
В.2.3.9: Кто осуществляет руководство тушения пожара на судне?
О: Руководителем тушения пожара (РПТ) на судне (кроме случая нахождения судна в большом ремонте) является капитан (лицо, его заменяющее) аварийного судна. Обязанности РТП на судне могут быть переданы старшему пожарному начальнику по: указанию судовладельца, по указанию капитана порта, где находится судно, по просьбе капитана аварийного судна. Факт смены РТП должен быть отражен в вахтенном журнале с указанием времени и оснований смены, обстановки на момент смены.
В.2.3.10: Какие виды связи используются при пожаре на судне?
О: При пожаре на судне должна быть установлена устойчивая с дублированием связь командного пункта с аварийными партиями, работающими в очаге пожара. Это может быть: судовая телефонная сеть, переносные портативные радиостанции, радиотрансляционная сеть судна, либо с помощью посыльных. При стоянке судна у причала может быть использована система специальной связи пожарной охраны и/или портовая.
В.2.3.11: Какие меры используются для защиты топливных емкостей и трубопроводов при пожаре?
О: Система топливоподачи и емкости по хранению топлива на судне при возникновении пожара в этих местах может служить причиной резкого усиления горения. Особенно опасно нарушение целости топливных трубопроводов высокого давления и подвесных расходных цистерн.
Для защиты топливных емкостей и трубопроводов во время пожара необходимо:
* прекратить перекачку топлива по трубопроводам, проходящим в зоне повышенных температур;
* слить топливо из подвесной цистерны в емкости основного запаса и заполнить ее водой;
* покрыть стенки топливных емкостей и трубопроводы теплоизоляционными материалами: пожарное покрывало, кошма, асбестовое полотно и т.п.;
* обеспечить орошение нагревающихся поверхностей цистерн водой.
В.2.3.12: Когда обесточивают электропотребители при пожаре на судне?
О: Электрические сети и агрегаты судна, находящиеся в зоне горения под напряжением могут явиться причиной усиления горения в результате короткого замыкания при разрушении изоляции. Электросети и агрегаты в судовых помещениях обесточиваются при уходе оттуда людей (жилые, служебные, общественные, кладовые и другие вспомогательные помещения). Не допускается полное отключение освещения на путях эвакуации людей до её окончания.
Отсеки машинных помещений и другие, связанные с обеспечением движения и управляемости судна, обесточиваются по указанию или с ведома ГКП. Полное обесточивание судна допускается только по указанию капитана.
В.2.3.13: Какое место на судне называется пожарным постом?
О: Пожарным постом называется место, где хранится противопожарное снабжение, или место, где находятся станции пожарной (дымовой) сигнализации и пусковые устройства противопожарных систем.
В.2.3.14: Каким требованиям должны удовлетворять пожарные посты?
О: Располагаться выше палубы переборок в различных противопожарных зонах. Пост в машинном отделении целесообразно располагать не ниже второго яруса, причем над входом в пост должны быть надпись "Пожарный пост" и знак F. Надпись наносится красной краской "пожарный пост" с высотой букв 50-100 мм, шириной штриха 5-10 мм и соответствующие знаки. В местах хрипения противопожарного снабжения на внутренней стороне двери и крышке ящика должны быть вывешена опись
хранящегося снабжения.
2.4. Тушение пожара в судовых помещениях
В.2.4.1: Какие основные мероприятия необходимо предпринять для тушения пожара на открытой крытой палубе?
О: Для тушения пожара на открытой палубе необходимо:
* развернуть судно под ветер, чтобы огонь относило в сторону от палубного груза;
* подавать на очаг пожара максимально возможное количество компактных и распыленных струи с наветренного борта или пены, направляя ее на край участка пожара, постепенно перемещая ее к центру;
* охлаждать водой находящиеся вблизи огня конструкции, грузы и материалы;
* установить наблюдение за смежными помещениями.
В.2.4.2: Какие первоочередные действия необходимо выполнить при пожаре в жилых помещениях?
О: В первую очередь организуют вывод людей из зоны- пожара, затем пожар локализуют. Для этого выключают вытяжную и нагнетательную вентиляцию, герметизируют помещения, противопожарные контуры. Смежные с горящими помещения должны быть под постоянным контролем и при необходимости охлаждаться. Подачу огнетушащих средств п помещениях производят через нижние филенки дверей, либо через иллюминаторы, не допуская при этом полной разгерметизации помещения, чтобы не допустить выброса пламени наружу. Члены экипажа работают в изолирующих противогазах. При необходимости используют электронасосы и вытяжную вентиляцию для удаления дыма из помещений
В.2.4.3: Какие основные первоочередные мероприятия необходимо выполнить при тушении пожара в машинном отделении?
О: Тушение пожара в машинном отделении (МО) в первую очередь производят первичными огнегасительным средствами. Одновременно перекрывают топливо к аварийному механизму и останавливают топливный насос. Останавливают главный двигатель, выключают вентиляцию, запускают пожарный насос, частично герметизируют само помещение, в районе пожара отклюнают электропитание, готовят к действию основные средства пожаротушеия.
В.2.4.4: Что необходимо выполнить при возгорании опасного груза?
О: Опасные грузы при их перевозке создают дополнительные сложности по обеспечению живучести судна и сохранной транспортировке.
При возникновении пожара опасного груза или в грузовом помещении, где наряду с другими размещены опасные грузы необходимо:
* оценив обстановку, исходя из физико-химических и агрессивных свойств' грузов принять решение по выбору способов и методов тушения пожара;
* выбрать средства тушения, приняв рекомендуемые и не допуская запрещенные. Например: - при горении горючих жидкостей лучшим средством тушения является пена, не допустимы компактные струи воды;
* для волокнистых материалов (хлопок, джут и т.п.) рекомендуется использование воды.
В.2.4.5: Как тушить выброс пламени из вентиляционных труб?
О: Выброс пламени из вентиляционных труб тушат кошмами с последующей подачек распыленной воды для охлаждения нагретых мест.
В.2.4.6: Как осуществлять тушение пожара электрооборудования, находящегося под током?
О: При горении находящегося под током электрооборудования необходимо его обесточить и приступить к тушению как обычного пожара или' использовать углекислотные огнетушители. Если нет возможности обесточить электрооборудование, то тушение необходимо производить в резиновых перчатках и стоя на резиновых ковриках. При напряжении до 380 В при горении генератора электрического тока струю углекислоты следует подавать в каналы воздушного охлаждения генератора. Применение других огнегасительным средств запрещается.
В.2.4.7: Как осуществлять тушение обесточенного оборудования?
О: Обесточенное оборудование можно тушить с помощью любых огнегасительных средств. Во избежание порчи электрооборудования тушить его следует углекислотой, а при ее отсутствии - воздушно-механической пеной, повышенной кратности.
В.2.4.8: Какие меры необходимо осуществить при возникновении пожара в насосных отделениях наливных судов?
О: При возникновении пожара необходимо:
* объявить общесудовую тревогу;
* прекратить все виды грузовых и балластных операций, а также мойку и дегазацию танков,
* перекрыть быстрозапорные клапаны топливных емкостей неработающих механизмов и обесточить электрооборудование в районе пожара;
* привести в готовность все средства пожаротушения;
* запустить пожарные насосы, резервные агрегаты электропитания;
* произвести разведку пожара;
* заполнить инертным газом танки, смежные с горящим насосным отделением;
* приступить к тушению пожара.
В.2.4.9: Как тушить топливо, разлитое у борта судна?
О: При горении топлива, разлитого у борта нужно но возможности вы-весги судно из опасного района. Горящее топливо отгоняют or борта судна водяными компактными струями. Для накрытия горящего на воде топлива используют пену. В угрожаемых районах корпус судна, а также причалы охлаждают водой. Если горение разлитого у борта топлива не вызывает опасности - дают возможность ему выгореть. при этом необходимо установить наблюдение и держать в готовности средства тушения
2.5. Расследование пожара на судне
В.2.5.1: Как производится расследование и отчетность о пожаре на судне?
О: При возникновении пожара капитан обязан немедленно (при первой возможности) но радио или иным способом доложить о случившемся судовладельцу. По окончании тушения пожара подготовить подробное донесение и направить его судовладельцу. Если не поступит иное указание, капитан создает из судовых специалистов комиссию под своим председательcтвованием для расследования причин и обстоятельств возникновения пожара.
По прибытию в порт капитан судна капитан докладывает о происшествии: донесение капитана порта, акт судовой комиссии, выписку из вахтенного журнала, а при необходимости, и из машинного, письменные показания очевидцев и другие документы по требованию. Судовладельцем может быть создана ведомственная комиссия для расследования пожара. Капитан судна обязан представить комиссии все требуемые ею документы, создать условия для ее работы.
В отдельных случаях (при особо крупных пожарах, при пожарах с гибелью людей и т.п.) государственной властью может быть создана Правительственная комиссия. Ее создание не должно приостанавливать расследование ведомственной комиссии и капитана порта. По результатам работы комиссии готовится cooiBC-iciByioiHUH акт с выводами о причинах и обстоятельствах возникновения пожара, о ходе его тушения, с предложениями о мерах по недопущению возникновения пожаров.
Назад
Перейти к первой части