|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обучение |
|
|
|
|
|
|
Ссылки по теме |
|
|
|
|
|
Техника личного выживания. Часть 2.
Часть 1. Часть 2
В.1.4.6: Каковы действия при подготовке, спуске, посадке людей и отходе от судна спасательной шлюпки?
О: Для подготовки шлюпки к спуску необходимо: расчехлить шлюпку;
снять рейки; ввинтить пробку 1 в сливное отверстие 2 (если не предусмотрено автоматическое закрытие отверстия); проверить шлюпочное снабжение, наличие топлива (на моторных шлюпках); включигь питание на шлюпочную лебедку; отдать найтовы 3, которые могут крениться каждый к своей шлюпбалке или единым стопором 4, для отдачи которого следует отдать глаголь-гак 5 (вместо глаголь-гака может быть какое-либо другое устройство); отдать стопоры шлюпбалок поворотом маховика 6 (существуют шлюпочные устройство в которых отдач;! найгопов и освобождение шлюпбалок от стопоров сблокированы - п таких случаях при отдаче стопоров шлюпбалок происходит отдача найтовов); убедившись, что
шкентеля набиты втугую, подорвать шлюпку с кильблоков и завалить кильблоки; разнести и закрепить фалини (на некоторых судах они находятся в таком состоянии постоянно); смять леерное ограждение; вывалить штормтрап; запустить двигатель; если представится возможность, необходимо погрузить в шлюпку дополнительные запасы (пресная вода, пиротехника, продукты питания и т.д.)
Для спуска шлюпки необходимо: приподнимая рукоятку центробежного тормоза, привести в движение и вывалить за борт гравитационные шлюпбалки (если рукоятку отпустить, движение прекратится); если продолжать приподнимать рукоятку тормоза, то будут травиться лопари шлюп-талей и шлюпка пойдет к воде; после того как шлюпка окажется на плаву, рукоятку следует продолжать держать на "Спуск", чтобы дать возможность находящимся в шлюпке выложить шлюп-тали; если посадка людей осуществляется не со штатного места установки шлюпки, а со шлюпочной палубы, то перед стравливанием шлюпталей необходимо отдать глаголь-гаки постоянно заведенных прижимных оттяжек 1; при волнении следует пытаться спустить шлюпку на подошву волны и выкладывать шлюп-тали в момент подъема шлюпки на волне; если в самой шлюпке предусмотрено управление механизмом спуска, то для растормаживания необходимо потянуть за рукоятку, а при затормаживании отпустить ее; если шлюпка оборудована разобщающим механизмом, позволяющим выкладывать одновременно носовые и кормовые тали под нагрузкой, когда шлюпка не коснулась еще поверхности воды, то необходимо использовать для этого рукоятку, находящуюся возле места рулевого.
Посадка людей в шлюпку производится: со шлюпочной палубы или по штормтрапу и спасательным шкентелям, когда шлюпка спущена на воду; там где это' предусмотрено посадка производится на штатном месте установки шлюпки (ростры); в первую очередь необходимо посадить детей, женщин, престарелых и больных, затем остальных пассажиров и членов экипажа в .соответствии с Расписанием по шлюпочной тревоге.
Для отхода шлюпки от борта необходимо: запустить двигатель, согласно инструкции, помещенной вблизи пульта управления двигателем;
отдать фалини ( в экстренных случаях можно обрубить их топорами, находящимися в носовой и кормовой частях шлюпки); положить руль в сторону от борта судна; если позволяют обстоятельства, оттолкнуть шлюпку отпорными крюками; дать ход и отойти от борта.
В. 1.4.7: Как закреплен сбрасываемый надувной спасательный плот и каковы действия при подготовке его к сбрасыванию? Как следует сбрасывать плоты при крене судна более 15 градусов? Как приводится в действие пусковое устройство плота?
О: Сбрасываемый надувной спасательный плот в контейнере 1 устанавливается на подставки 2 и крепится к судну найтовом 3 через разобщающее устройство-гидростат 4, имеющее педаль принудительной отдачи, контейнер стягивается бандажами с разрывными болтами 5. Из контейнера выходит пусковой линь плота 6, прикрепленный к подставке или к палубе
через слабое звено 7.
Перед сбрасыванием такого плота необходимо: проверить крепление пускового линя; нажатием педали освободить найтов и откинуть его; вывалить штормтрап; сбросить контейнер за борт.
При крене судна более 15 градусов плоты следует сбрасывать с одного борта в сторону крена, так как противоположный борт, обросший в подводной части ракушками, опасен для спуска людей.
При погружении судна, спасательный плот освобождается на глубине 3,5 м с помощью автоматического разобщающего устройства - гидростата, который можно привести 9 действие вручную.
Сброшенный в воду или всплывший надувной спасательный плот типа ПСН, Викинг натягивает пусковой линь, который постоянно прикреплен к конструкциям судна, и открывает клапан баллона с углекислотой, емкость камер плота заполняется углекислым газом, плот освобождается от контейнера и приобретает свою форму.
Чтобы привести в действие пусковое устройство плота, необходимо выбрать слабину пускового линя и резко его дернуть. Плот начнет наполняться газом, разрывные болты бандажей разомкнутся, контейнер раскроется и отпадет. Через 25-35 с плот наполнится газом и будет готов к приему люден. ;
В.1.4.8: Какие основные опасности характерны при спасении ?
О: Основные опасности при спасении:
* паника;
* незнание устройства спасательных средств и методов спуска их на воду;
* неумение пользоваться индивидуальными спасательными средствами (жилеты, спасательные круги, гидрокостюмы);
* незнание приема прыжка в воду с высоты;
* гипотермия (переохлаждение) при нахождении в воде;
* перегрев тела (солнечный удар) при нахождении в .спасательном средстве;
* жажда, голод, наличие акул.
1.5. Демонстрация компетентности
В.1.5.1: Как правильно одеть спасательный жилет? О: Одеть жилет, карманами вперед. Обтянуть и завязать спереди тесемку. Проверить наличие свистка и подключение к батарейке лампочки. Норма- _ тнв одевания 1 минута.
В.1.5 2: Как правильно одеть гидрокостюм?
О: Для правильного одевания гидрокостюма необходимо выполни'
следующее:
* одеть теплую одежду, и носки (если гидрокостюм не утепленный);
* , расстегнуть змейку;
одеть штанины до подошвы;
* одеть рукава и наголовник;
* опробовать клапаны в подошвах для спуска избытка воздуха;
* застегнуть змейку;
* одеть перчатки, завязав рукава у запястья;
* надеть спасательный жилет, если данный тип гидрокостюма не обладает плавучестью (знать об этом необходимо заблаговременно);
* норма времени на одевание гидрокостюма 2 минуты.
В.1.5.3: Как правильно выполнить прыжок с высоты в воду?
О: Для выполнения прыжка в воду с высоты необходимо:
* одеть спасательный жилет;
* осмотреть место приводнения, глубоко вдохнуть и прыгать ногами вперед;
* оттолкнуться от борта ногами вперед, лицом к морю;
* в полете; согнуть ноги в коленях, прижать к груди спасательный жилет руками, чтобы исключить травмы при рывке от удара о воду, голову держать прямо, чтобы не удариться лицом о воду.
В.1.5.4: Как правильно выполняется посадка в спасательный плот с борта судна?
О: Для посадки в плот с борта судна его подтягивают за линь и задерживают у борта во время посадки людей. При этом линь следует закрепить на судне выше его слабого звена. Прыгая в плот, следует стараться попасть на вход или на надувные арки, чтобы не травмировать люден, находящихся под тентом плота. Необходимо остерегаться повредить плот тяжелой или подбитой гвоздями обувью. Места посадки людей в спасательные средства и районы их спуска на воду должны иметь освещение от аварийного источника на случай оставления судна в темное время.
Для отхода плота от судна на безопасное расстояние необходимо перерезать пусковой пииь. Специальный нож хранится в кармане у входа вблизи места крепления линя. Если судно начнет погружаться до того, как пусковой линь окажется перерезанным, он разорвется сам в слабом звене прежде чем тонущее судно увлечет за собой плот.
В.1.5.5: Как оборудован для посадки и размещения людей спасательный плот?
О: Спасательный плот вместимостью более 8 человек имеет не менее двух диаметрально противоположных друг другу входов; по меньшей мере у одного входа оборудована полужесткая наклонная посадочная площадка, позволяющая находящимся в поде людям забраться на плот. Если входы не оборудованы посадочной площадкой то он имеет посадочный трап нижняя ступенька которого находится на 0,4 метра ниже ватер-линии спасательного плота. Кроме того спасательный плот снабжен спасательными леерами по периметру, с провесами с внутренней и наружной стороны.
В. 1.5.6: Как правильно осуществить посадку в спасательный плот из воды?
О: Подплывать к плоту необходимо на спине, ногами вперед, чтобы не затянуло под плот, ухватиться за спасательный леер, по которому перетянуться к посадочной площадке или к трапу и взбираться на борт плота.
В.1.5.7: Какова техника плавания в спасательном жилете? О: При плавании со спасательным жилетом в ожидании помощи необходимо удерживать корпус тела под углом 30-40 градусов к поверхности моря, на спине, опираясь головой на подголовник жилета, подрабатывая ногами, удерживаться против волны. При большом волнении приводить корпус тела в более вертикальное положение для уменьшения заливания лица. Подплывая к спасательному средству, работать руками и ногами на спине, оберегая голову от удара о спасательное средство, разворачиваясь ногами вперед, остерегаясь затягивания под корпус спасательного средства.
В. 1.5.8: Какова техника удержания на плаву без спасательного жилета? О: Корпус тела приводится в горизонтальное положение на спине, подрабатывая ногами; руки расставить перпендикулярно телу, а ноги немного раздвинуть, стараясь увеличить не омываемую поверхность тела. Лишних движений не совершать, лежать спокойно, ждать спасения, соблюдать выдержку и хладнокровие.
В. 1.5.9: Как осуществляется посадка в спасательные шлюпки с борта судна ?
О: Посадка в спасательные шлюпки с борта судна осуществляется тремя способами:
1. Шлюпка приспущена до палубы бот дека. Непосредственно с палубы бот дека в ситуации срочного аварийного оставления судна. Шлюпка прижимается к борту отпорными крюками, чтобы люди не упали за борт. Экипаж шлюпки занимает свои места и шлюпка спускается на воду.
2. Шлюпка приспущена до главной палубы; Непосредственно с палубы через фальшборт, когда ситуация не требует срочного оставления судна, но волнение моря мешает посадке в шлюпку, находящуюся на воде.
3. Шлюпка спущена на воду, волнение небольшое, шлюпка прикрыта бортом судна. По штормтрапу, по одному человеку, используя три точки опоры, по спасательным концам с муссингами.
В. 1.5.10: Какова техника восстановления в нормальное положение перевернутого палаткой вниз надувного спасательного плота одним человеком?
О: Для восстановления в нормальное положение перевернутого плота
одним человеком необходимо:
* ухватившись за чехол газового баллона, развернуть плот на ветер;
* держась за днищевые ручки, взобраться на баллон и рывком опрокинуть плот на себя.
Опрокидывающийся плот не несет травмы, но при сильном ветре он быстро дрейфует. Поэтому в таких условиях рекомендуется во избежание потери плота предварительно обвязать себя за пояс пусковым линем, конец которого закреплен со стороны баллона.
В. 1.5.11: Как осуществляется посадка в спасательное средство из воды?
О: Посадка в спасательную шлюпку из воды производится по штормтрапу, спущенному на 0,4 метра ниже ватерлинии шлюпки. При его отсутствии необходимо ухватиться за спасательный леер шлюпки, упереться ногой в поручень шлюпки под водой, подтянуться, ухватиться за борт шлюпки, переставить ногу на леер, подтянуться, перенести тело через борт.
Посадка в спасательный плот, оборудованный штормтрапом осуществляется по штормтрапу, а если плот оборудован наклонной площадкой, то через площадку.
1.6. Работа с оборудованием спасательных средств
В. 1.6.1: Каково назначение плавучего якоря и его устройство? О: Плавучий якорь предназначен для удержания спасательной шлюпки носом на волну при штормовой погоде во избежание опрокидывания шлюпки в положении лагом к волне и для уменьшения дрейфа шлюпки от места аварии. Плавучий якорь - брезентовый конус, натянутый на обруч, с дректовом пенькового троса окружностью 50-60 мм. и длинной не менее 10 метров оттяжкой (нирал), прикрепленной к вершине конуса длиной до 16 метров, для выбирания плавучего якоря вручную. На дректове крепится блок, через который проведен бесконечный линь для крепления мешка с маслом.
В.1.6.2: Как осуществляется работа с веслами и рулем с румпелем?
О: По команде "Весла разобрать" гребцы устанавливают уключины в гнезда и на них весла. По команде "Весла на воду" - гребцы заносят весла к носу. опускают на воду, начинают грести по счету командира "И...раз" в такт с загребными - шлюпка следует вперед. По команде "табань" весла заносят в корму и гребут от себя в нос. Разворот шлюпки на месте производится по команде "Левая табань - правая на воду" при развороте влево, и наоборот, при резком повороте шлюпки. Руль с румпелем используется для изменения направления движения шлюпки. При повреждении рулевого устройства используется рулевое весло.
В.1.6.3: . Как осуществляется парусное вооружение шлюпки?
О: Деревянная мачта шпором устанавливается с кормовой стороны усиленной мачтовой банки крепится к ней обхватывающим бугелем с нагелями. Ванты с бортов обтягиваются талрепами, а с носа подается бакштаг. Рейковый парус (грот) поднимается фалом, скрепленным с ракс-бугелем, который заведен гаком за коуш верхней рейки паруса через шкив на поке мачты.
На больших шлюпках с носа по бакштагу поднимается косой парус-стаксель. Галсовый угол шкота через коуш крепится у мачты, а шкотовый угол • посредством шкота регулирует угол разворота грота.
1.6.4: Какие сигнальные средства используются на шлюпке?
О: В снабжение шлюпки входят следующие сигнальные средства: парашютные ракеты, фальшфейеры, дымовые шашки, электрический фонарь, сигнальное зеркало (гелиограф); на закрытых шлюпках устанавливается) прожектор.
Парашютная ракета запускается с руки на высоту 300 метров и горит. ярко красным пламенем в течении. 40 секунд, опускаясь на парашюте. Фальшфейер, загораясь, удерживается на вытянутой руке и горит ярко красным пламенем в течение 1 минуты. Ракета и фальшфейер, предназначенные для подачи сигналов бедствия имеют свой собственный запал и снабжены краткой инструкцией или рисунком, поясняющим способ их использования. Дымовая шашка применяется для подачи сигналов бедствия в дневное время. При выбрасывании в воду, шашка автоматически выпускает дым ярких цветов (чаще всего оранжевый) и горит не менее 3 минут. Электрический фонарь с комплектом запасных батарей и лампочкой специального типа, чтобы можно было передавать сигналы с помощью азбуки Морзе. Прожектор тоже служит для этих целей. Сигнальное зеркало - прибор, предназначенный подавать блики используя свет от солнца. Оно устанавливается в руках таким образом, чтобы через смотровое отверстие блики от солнца шли по направлению к объекту - адресату, поворотом рычага можно морзить.
1.7. Технические средства спасательной шлюпки и правила поведения
В. 1.7.1: Какие требования предъявляются к двигателю шлюпки?
О: Для спасательной шлюпки используется двигатель внутреннего сгорания работающий на топливе с температурой вспышки не более 45°С, с ручным пусковым устройством (проворачивающимся ручкой) либо с приводом от источника энергии, снабженным двумя независимыми, способными подзаряжаться источниками энергии, которые должны обеспечивать пуск двигателя при температуре окружающей среды -15°С в течение не более 2 минут.
Двигатель должен быть приспособлен для работы вне воды как минимум 5 минут с разобщенным валоприводом гребного винта и иметь муф-1 ту для переключения реверса на задний ход.
Скорость переднего хода с полной-нагрузкой шлюпки должна быть менее 6 узлов. Двигатель должен быть заземлен, чтобы ограничить электромагнитные излучения на используемое в шлюпке радиооборудование. |
Запас топлива должен быть рассчитан на работу двигателя как минимум в течение не менее 24 часов при скорости 6 узлов. Необходимо иметь наличие сумки с инструментом для малого ремонта.
По шлюпочной тревоге: необходимо проверить наличие топлива в баке, сумки с инструментом, запустить двигатель на холостом ходу в процессе посадки людей в шлюпку, убедиться в разобщении вала на винт, следуя инструкции по запуску двигателя и его эксплуатации, имеющейся на борту шлюпки.
В.1.7.2: Каковы основные правила поведения членов экипажа в спасательном средстве и обязанности командира?
О: Экипаж в спасательном средстве должен беспрекословно выполнять требования своего командира и следовать инструкциям по сохранению жизни, которые хранятся в обозначенных местах на каждой спасательной шлюпке и плоту. Инструкции содержат исчерпывающие сведения по оказанию помощи пострадавшим, организации жизни на спасательном средстве, его ремонту, использованию запасов и иных источников пищи и пресной воды, средствами и способами связи с внешним миром и т.д.
Командир в числе первичных мероприятий должен обеспечить:
* внимательный осмотр средства (нет ли повреждений);
'" размещение людей с выделением лучшего места для раненых;
''' оказание первой помощи пострадавшим;
* изъятие у всех без исключения колющих и режущих предметов (особенно на надувных плотах и шлюпках);
* организацию постоянного наружного наблюдения и дежурства внутри спасательного средства;
* осушение спасательного средства и одежды.
В холодную погоду рекомендуется отжать мокрую одежду, проветрить спасательное средство и удалить из него воду после того, как люди согреются, а температура повысится.
В жаркую погоду следует проветривать закрытые шлюпки и плоты.
При открытых шторах обоих входов плот хорошо продувается (так же, как и лежащая в дрейфе шлюпка с поднятыми с обоих бортов закрытиями). При отданом плавучем якоре плот держится входом на ветер даже при легком ветре.
У спасающихся на плоту есть возможность охладить днище, .временно выпустив из него воздух. Зной лучше переносится, если тент плота смачивать забортной водой и днем находиться во влажной одежде (не забывая ее просушивать к ночи). При этом воротник одежды должен быть застегнут, а голова покрыта. Это притупляет неприятные ощущения от зноя и значи. тельно понижает потерю воды организмом. Его обезвоживание - большая опасность для жизни человека в тропиках.
В открытых шлюпках для защиты от брычг, холода и чноя используются специальные закрытия, а также шлюпочные чехлы и одеяла.
Спасательные средства на воде должны держаться вместе, связанные друг с другом. Так их легче обнаружить спасателям, а в случае необходимости люди в одном спасательном средстве могут оказать помощь спа< сающимся в другом.
В. 1.7.3: Как подготовить шлюпочную переносную радиостанцию ("Плот", "Поиск-р" и др.) к работе?
О: Переносные шлюпочные радиостанции предназначены для подачи сигналов бедствия и связи с судами-спасателями и летательными аппаратами по поиску и спасению.
Радиостанция "Плот" снабжена антеннами типа "Змей" я "Луч" (штыревая), работает на частоте 500 КГЦ или 8 МГЦ. Источник питания -ручной генератор с двумя ручками.
Подготовка к работе и использованию:
* доставить радиостанцию в шлюпку, снять крышку, установить на банку и закрепить ее снизу банки крышкой 4 зажимами;
* поднять одну из антенн и присоединить ее к антенному гнезду;
* подключить трос заземления и опустить его в воду;
* снять зажим с телеграфного ключа и надеть наушники;
* вращением ручек генератора запитать радиостанцию до яркого свечения индикаторной лампочки.
Для работы необходимо настроить радиостанцию на частоту 500 КГЦ или 8 МГЦ. Переключателем поставить в положение "прием", прослушать эфир, затем переключиться на "передачу" и работать ключом, передавая сигналы бедствия SOS. Время передачи выбирать в период молчания 15 мин. и 45 мин. каждого часа в течение 3 минут, когда судовые и береговые станции прослушивают эфир на частотах бедствия.
Радиостанция "Поиск-р " предназначена для передачи отличительного сигнала бедствия на частоте воздушной службы поиска и спасения (121,5 и 123,1 МГЦ) и имеет два режима работы: "маяк" и "связь". Собственную плавучесть (радиобуй), питание от батарей, находящейся в нижней части корпуса. Антенна штыревая. Подготовка к работе:
* вынуть радиобуи из контейнера, расстегнуть застежку в нижней части корпуса, линь прикрепить к спасательному средству (чтобы не утерять радиобуй, когда он на воде);
* придерживая антенну рукой, установить ее в вертикальное положение;
* тумблером 121,5-123,1 установить требуемую частоту связи;
* тумблер "Связь-Маяк" установить в положение "Связь";
* тумблером "Вкл" включить станцию, она находится в режиме прием;
* для передачи нажать клавишу "передача", поднести громкоговоритель ко рту и подавать голосом сигнал "мэйдэй";
* после передачи отпустить кнопку и станция перейдет в режим приема.
Для передачи в режиме "маяк" необходимо установить тумблер "Связь-Маяк" в режим "Маяк". В'этом режиме дальность обнаружения выше, чем в режиме "Связь".
До обнаружения терпящих бедствие целесообразно вести работу в режиме "маяк", периодически переходя на прием. До установления связи со спасателями рекомендуется вести работу поочередно на обеих частотах (121,5-123,1) в режиме маяк 1-2 минуты и прослушивать эфир 5-10 мин. в режиме "связь" с целью экономии батарей электропитания.
В. 1.7.4; Как Подготовить к работе радиобуй?
О: Аварийный буй - указатель местоположения радиостанции работает на частотах 121,5 и 243,0 МГЦ международной организации гражданской авиации и предназначен для наведения летательных аппаратов на место аварии. Нажатием кнопки "пуск" радиобуй запускается в работу и в течение 48 часов подает сигналы наведения. Аварийный буй вываливается за борт шлюпки на фалине,чтобьг не утерять его.
Аварийный радиобуй "ADERSAT" (НОРВЕГИЯ) работает в режиме радиомаяк, имеет собственную плавучесть и оборудован пассивным радиолокационным отражателем. При включении тумблером "ON" буй подает в эфир характерный сигнал бедствия, который высвечивается на экранах РЛС судов в виде конуса с дугами между лучами, вершина которого указывает место нахождения объекта, терпящего бедствие.
В.1.7.5: Какие международные требования предъявляются к спутниковым радиобуям (АРБ)?
О: Спутниковый АРБ должен обеспечить передачу оповещения о бедствии на спутник, находящийся на полярной орбите на 406 МГЦ. Оборудование должно быть автоматическим и свободно всплывающим, надежно работать при экстремальных условиях в море. Спутниковые АРБ должны:
* освобождаться и всплывать до достижения глубины 4 м и при крене и дифференте судна до 45 грд;
* быть оборудованной средствами защиты от непреднамеренного включения;
* иметь такую конструкцию, чтобы электрические части были водонепроницаемыми на глубине 10м в течение, по крайней мере, 5 мин., вредное воздействие морской среды, конденсация и просачивание влаги не должны влиять на работу радиобуя;
* автоматически включаться после свободного всплытия;
* иметь возможность включаться и выключаться вручную, когда он установлен на мостике и предусмотрено дистанционное включение;
* быть снабжен средствами,указывающими на излучение сигналов;
* плавать вертикально в спокойной воде и иметь положительную остойчивость достаточную плавучесть при любом состоянии моря;
* выдерживать сбрасывание в воду с высоты 20 м;
* быть хорошо видимого желтого оранжевого цвета и иметь полосы светоотражающего материала;
* быть снабжен плавучим фалинем, пригодным для использования в качестве буксира, который должен быть устроен таким образом, чтобы не запутаться в конструкциях судна при свободном всплытии АРБ;
* быть снабжен лампочкой светосилой 0,75 кд.с непродолжительным включением, работающей в темноте для указания его местоположения находящимся по близости оставшимся в живых и спасательным единицам;
* быть устойчивым к воздействию морской среды и нефти;
* быть стойкими к разрушениям при длительном воздействии солнечных лучей;
* иметь частоту 121,5 МГЦ для наводки воздушных аппаратов.
Батарея должна иметь достаточную емкость для обеспечения работы спутникового АРБ в течение по крайней мере 48 часов.
Приложение 1 содержит сведения по использованию аварийной радиостанции типа "Ял". |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|